Восточное исповедание христианской веры
Комментарии доктора Богословия Бинюкова О.В. выделены курсивом.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Именем всех христиан в целом Кирилл, патриарх Константинопольский, излагает тем, кто пожелал бы больше узнать о религии восточной, или греческой Церкви, т. е. во что именно мы верим и что думаем об основных вопросах православной веры, это краткое Исповедание веры как нелицемерное и данное с чистой совестью перед Богом и всей Церковью свидетельство.
Статья 1
Мы верим в единого истинного Бога, всемогущего и бесконечного, в Трех Ипостасях: Отца, Сына и Святого Духа. Отец несотворенный. Сын рожден от Отца прежде всех веков и единосущен Отцу. Святой Дух, исходящий от Отца через Сына, единосущен Отцу и Сыну.
Эти единосущные Три Ипостаси мы называем Святой Троицей, всегда славить и восхвалять которую и поклоняться которой должно всякое создание.
Втор. 4:35; 6:4; Ис. 40:4,6[44:6]; 46,9; 1 Кор. 8:4,6; Лк. 1:37; Мф. 19:26; Откр. 1:20[1:8]; Иер. 23:24; 3 Цар. 8:27; Рим. 11:33; 1 Тим. 1:17; Быт. 1:26[,27]; 3:12; 1 Ин. 5:7; Мф. 28:19; 1 Кор. 12:4; Еф. 4:4-6; Ин. 15:26; Гал.4:6; 2 Kop.13:13.
[В квадратные скобки помещаются исправления или дополнения, внесенные на основе текстов, которые были выписаны Кириллом. Так, Ис. 40:4,6[44:6] в статье 1 означает, что ссылка, сделанная на полях, неверна, и что имеется в виду Исаия 44:6. А Быт. 1:26[,27] указывает на то, что выписанный текст включает в себя также стих 27. В тех же случаях, когда Кирилл приводит только часть текста, указывается на это, прибавляя в квадратных скобках буквы «а» (первая часть), «б» (вторая часть) и «с» (третья часть). Если же речь идет лишь о заключительных словах какого-либо стиха, это обозначается как [в]. При ссылке только на начальные слова текста читатель, после указания на соответствующий текст, обнаружит удвоенную букву «а», т.е. [аа]. — Примеч. авт. введ.].
Отсюда видно, что Кирилл Лукарис не упоминает учения из Афанасьевского символа веры с филиокве, однако поскольку он явно не отвергает данного символа веры, это означает, что возможно он относился к нему снисходительно, как к теологумену.
Статья 2
Мы верим, что Священное Писание является theodidaktos, (т. е. тем, которому научил нас Бог), и что автор его есть Святой Дух и никто иной. Мы должны непоколебимо верить в Писание. Ибо как написано: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте». Потому и авторитет его выше авторитета Церкви. Ибо велико различие в том, говорит ли Святой Дух или же язык человеческий. Ведь последний по неведению может заблуждаться; он может совратить с пути истинного либо сам сбиться с него. Божественное Писание же не может сбиться с пути истинного и не может заблуждаться. Оно всегда непогрешимо и достоверно.
2 Тим. 3:16[,17]; 2 Пет. 1:8[1:20,21]; Ин. 16:13; Мф. 10:20; Деян. 15:28; Гал. 1:11[,12]; 1 Фес. 2:13; Еф. 2:20; 1 Кор. 3:10[,13а]; Иер. 23:28[б-29а]; Ин. 3:31; Пс. 60:9[59:13]; 115[,2]; Рим. 3:4; Деян. 5:29; Кол. 2:8; Мф. 15:9; Иез. 20:18[,19]; Гал. 1:8[,9]; Притч. 30:5[а]; Пс. 11:7; 18:8[,9]; 118:86[а]; 104[105]; 142[б]; Евр. 4:12; Рим. 1:17[10:17]; 15:4; Ин. 20:31; 10:35[в]; Мф. 5:18[,19а]; 24:35; Ис. 40:7[6б-8]; 1 Пет. 1:24[,25а].
Статья 3
Мы верим, что преблагий и превеликий Бог прежде создания мира предопределил избранным своим блаженство не по делам их, и что не было никакой иной причины для такого избрания, кроме благоволения и милосердия Божия. Что Он точно так же, прежде создания мира сего, отверг тех, кого отверг. Причиной такого отвержения является, учитывая абсолютное право Божие, Его Божия воля. Учитывая же право, закрепленное законами, причиной этого является праведность Божия. Ибо Господь милосерд и праведен.
Еф. 1:4[-6,9,11]; 2 Тим. 1:9; Рим. 9:11[-24]; 3:9[19б,22в,23]; 5:12; 1 Кор. 4:7; Еф. 2:3[в,8,9]; Тит. 3:3[-5]; Ин. 17:6,9; Рим. 8:28,29[,30,33а]; Деян. 13:48[б]; 2 Фес. 3:2[в]; Тит. 1:1[с]; Лк. 10:21[,22]; Мф. 13:10[,11]; Mк. 4:11[,12]; Ин. 6:37[а],44[а,65]; 12:37[б-40]; Рим. 11:7[б,8]; 2 Тим. 2:19[а]; Ин. 10:27[-29]; Мф. 15:13; 1 Ин. 2:19; Откр. 13:20[13:8]; Мф. 20:16[22:14]; Рим. 9,[6б,]13,18; Втор. 10:14[,15]; 7:6[-8а]; Пс. 147:9; Деян. 14:16; Рим. 11:33-36.
Статья 4
Мы верим, что триединый Бог, Отец, Сын и Святой Дух есть Творец видимого и невидимого. Под невидимым мы подразумеваем ангелов, под видимым — небо и то, что под небом. Поскольку же Творец по природе своей благ, Он — создатель всего благого. А зла Он никогда сотворить не сможет. Все существующее зло происходит от диавола и от человека. Так что мы должны твердо усвоить себе, что Бог не является творцом зла и несправедливо было бы обвинять Его в этом.
Быт. 1:1[,26]; Ин. 1:1[-3]; Кол. 1:16[,17]; Пс. 32:6; Деян. 17:24; Быт. 1:27[а,31а]; Еккл. 7:30[7:29]; Пс. 5:4[5:5]; Иак. 1:13[,14]; Ин. 8:44[б]; Втор. 32:4; 1 Ин. 2:16.
Статья 5
Мы верим, что все управляется промыслом Божиим. Мы должны поклоняться Ему, не исследуя Его, ибо Он превосходит наше понимание, и истинные побуждения Его мы не сможем постичь своим разумом. Потому мы считаем, что нам скорее приличествует хранить об этом смиренное молчание, чем пускаться в бесплодные словопрения по этому поводу.
Пс. 113:11; Еф. 1:11[б]; Евр. 1:3[с]; Мф. 1:29[10:29,30]; Исх.7:3[а]; 2 Цар. 12:11[,12]; 24:1[б]; 1 Пар. 21:1; 3 Цар. 3:22,23[22:23]; Иов. 1:12[а],21[б]; Ис. 10:5; Ин. 19:11[а]; Деян. 2:23; 4:27[,28]; Рим. 1:24; 11:33[,34]; Иер. 32:19[а]; Втор. 29:29.
Статья 6
Мы верим, что первый сотворенный Богом человек пал в раю, так как, не следуя заповеди Божией, он послушался ложного совета змея. И что из этого возник для потомков первородный грех, так что нет никого из рожденных во плоти, кто не ощутил бы на себе тяжесть его и не изведал бы плодов его в сей жизни.
Еккл. 7:30[7:29]; Рим. 5:12,15[а,18а],19[а]; Пс. 50:6[50:7]; Иов. 14:4[,5aa(LXX)]; 5:14[15:14]; Ин. 3:6[а]; Еф. 2:3[в]; Быт. 8:21[с]; Рим. 8:[6а,]7; Гал. 3:22[а]; Рим. 3:9,26[3:9а,10,23]; Ин. 3:3; Еккл. 7:21[7:20]; Рим. 3:12; 3 Цар. 8:46[а]; 1 Ин. 1:8; Иак. 3:2[а]; Притч. 20:9; Рим. 7:7; 6:23[а].
Статья 7
Мы верим, что Сын Божий, Господь наш Иисус Христос уничижил Себя Самого, т. е. что Он в Ипостаси Своей облекся в природу человеческую, и что Он зачат был от Святого Духа, сделавшись человеком во чреве Приснодевы Марии. Что Он родился, принял страдания, был погребен, воскресением своим прославился и стяжал спасение и блаженство всем верующим. Мы с нетерпением ждем, когда Он придет, чтобы вершить суд над живыми и мертвыми.
Фил. 2:6[-8]; Мф. 1:22[1:25,22,23]; Лк. 1:35; Гал. 4:4[,5]; Рим. 1:3[,4]; Ин. 1:14[а]; Евр. 2:14[-17]; 1 Кор. 15:3[б,4]; Рим. 4:25; 1 Тим. 3:16; 2 Тим. 4:1.
Статья 8
Мы верим, что Господь наш Иисус Христос восседает одесную Отца, заступаясь и ходатайствуя оттуда за нас. Что Он один выполняет обязанности истинного и законного Первосвященника и Посредника. И что Он один заботится о пастве Своей и управляет Церковью Своею, украшая и обогащая ее всяческими благословениями.
1 Ин. 2:1[,2а]; Рим. 8:34; 1 Тим. 3:5[2:5]; Ин. 14:6; 10:9[а]; Мф. 11:28; 18:19[,20]; Ин. 16:23[б]; 14:13[,14]; Деян. 4:12; Рим. 5:1[,2],9[,10]; Еф.2:18; 3:12; Евр. 4:15[,16]; 5,4[,5]; 12:22[-24]; 7:24[,25]; 9:24[-26]; 10:12[,14],18[-22а].
Отсюда видно, что Кирилл Лукарис придерживался здравого учения, о Господе Иисусе Христе как едином Посреднике между Богом и человеком. При этом он не отвергал учения о почитании (не поклонении) святым. О чем свидетельствует его грамота от о причтении к лику святых Иоанна Критского и 98-ми его conoдвижнинов, от 29-го Апреля 1632-го года.
Статья 9
Мы верим, что никто не может спастись без веры. Здесь мы имеем в виду такую веру, которая оправдывает в Иисусе Христе, которая возникла с жизнью и смертью Господа Иисуса Христа, о которой возвещает Евангелие и без которой никто не может снискать благоволения Божия.
Евр. 11:6[а]; Рим. 14:23[б]; Евр. 11:1; Рим. 10:17[,14б]; Ин. 5:24[а]; 20:31; Лк. 8:11[,13б,15]; Гал. 5:6; Иак. 2:14[«так называемую веру, т. е. веру, не приносящую плодов, мертвую. Поэтому святой апостол не пишет: «если кто имеет веру, а дел не имеет». Потому что это невозможно, так как сущность истинной веры заключается в том, чтобы приносить плоды всяким добрым делом. Нет, он пишет вполне сознательно и умышленно: «если кто говорит, что он имеет веру», причем он, разумеется, имеет в виду того, кто лишь называет себя верующим, не являясь таковым в действительности»],17[-20],22[,23,26]; Еф. 2:8[-10]; Фил. 1:29; Рим. 5:2; Еф. 3:12; 1:13[,14а]; Рим. 20:16[8:16]; 1 Ин.4:13; 3:19[-21,24б,14]; Евр. 10:22[а]; Рим. 14:5[б]; Иак. 1:6[а]; Ин. 3:18[,36].
Статья 10
Мы верим, что Церковь, называющаяся соборной, включает в себя всех верующих во Христа: умерших и пребывающих в отечестве своем, а также тех, кто еще, подобно страннику, находится в пути. Поскольку никому из смертных не дано возглавлять эту Церковь, единственным ее Главой является сам Господь наш Иисус Христос. Все бразды правления этой Церковью Он удерживает в руках своих. Учитывая, однако, что на пути земном мы видим отдельные церкви, каждая из которых имеет для поддержания порядка кого-либо первого по сану, этого человека можно было бы не в прямом, но в переносном смысле назвать главой данной отдельной церкви. Это возможно именно потому, что он является первым среди ее членов.
Гал. 4:26; Евр. 12:[22б,]23[а]; Еф. 2:14[,19]; 1:10[,23]; 4:4[а]; Кол. 3:11; Гал. 3:26[-28]; 1 Кор. 12:12[,13а]; Деян. 4:32[а]; 2:42; Евр. 10:24[,25а]; Мф. 18:20; 28:20; Ин. 10:14[-16]; Еф. 4:5; Иак. 4:12[а]; Евр. 5:4; Ин. 3:27[-29]; Еф. 5:23; 1 Кор. 11:3[а]; Кол. 1:18; Еф. 1:22[,23]; 4:15[,16]; 2:19[-21]; Мф. 16:18[а]; 1 Петр. 2:6[а,7с]; Пс. 117:21[117:22]; Деян. 4:11,12; 1 Кор. 3:11; Мф. 20:25[-27]; 23:8[,10,11]; Лк. 22:25[,26]; 1 Тим. З:1[-5]; 1 Петр. 5:2[,3]; 1 Кор. 14:32; 2 Кор. 1:24[а]; Евр. 13:17[а]; 1 Кор. 4:1[,2]; 2 Кор. 5:20[а]; 12:11[б]; Гал. 2:6[-9,11].
Статья 11
Мы верим, что члены соборной Церкви являются святыми, избранными к вечной жизни. Что из их общества исключены лицемеры, сколько бы не обнаруживалось по отдельным церквам плевел, смешанных с пшеницей.
Рим. 8:28[-30]; 9:23[-25а]; Ин. 6:35[а],36[,37а,44а]; 12:32[Лк. 12:32!] Деян. 2:39[,47б]; 13:48[б]; Мф. 20:16[22:14]; 13:24[,25,38],47[,48]; 7:21[-23]; Лк. 13:26[,27]; Рим. 2:28[,29]; Ис. 4:7[4:3]; Откр. 21:27; Евр. 12:22[,23а]; Гал. 4:26; Ин. 17:6[,9,11б,20,24a]; 10:[14б,26-]28; Рим. 9:19[9:6б]; 1 Ин. 2:19[а]; 2 Тим. 2:19[,20].
Статья 12
Мы верим, что странническая Церковь освящена и научена Святым Духом. Ведь Он выступает истинным Утешителем, которого Христос посылает от Отца, чтобы наставить верующих на истину и прогнать тьму из душ их. Ибо не подлежит сомнению, что странническая Церковь может заблуждаться и выбирать ложь вместо правды. От такого заблуждения нас освобождает только свет и учение Святого Духа, но не смертного человека, хотя передаваться они могут усилиями служителей Церкви.
1 Кор. 3:16[,17б]; 6:11; 2 Фес. 2:13[б]; Ин. 17:17; 6:45[а]; Ис. 54:13[а]; Иер. 31:32[31:33с]; Иез. 11:19[а,20а]; Еф. 1:13; Ин. 14:16[-18а,26]; 16:13; Иоил. 2[:28,29] & Деян. 2:16[-18]; 10:44[,45]; 13:2[-4]; 15:28[а]; 1 Кор. 2:10[б-12,14,15а]; 1 Ин. 2:27; Рим. 8:9; 1 Кор. 12:7; Еф. 4:4[a,5,7,11-13a,14]; 2 Пар. 15:3; Суд. 2:12; 3 Цар. 19:10; 2 Пар. 29:6; Иер. 11:10[б,13]; Дан. 9:11[а]; Ис. 1:21[а]; Иер. 18:18[а]; Иез. 7:26[б]; Иер. 23:11[,15б]; 2:8[а]; 1 Тим. 4:1[-3]; 2 Тим. 4:3[,4]; Деян. 20:30[,31а]; 1 Ин. 2:18[с]; 2 Фес. 2:3[-8а,9]; Рим. 11:22[б]; 1 Ин. 4:1[а]; Откр. 2:2; Рим. 3:4[а]; Деян. 5:29; Иез. 2:18[20:18,19]; Ос. 2:2[2:1]; Мф. 7:15[,16а]; 1 Фес. 5:19[-21]; Деян. 17:11[в]; Мф. 22:29; Ин. 5:39[а]; Гал. 1:8; 2 Ин. 9[а]; Ин. 8:31[,32].
Статья 13
Мы верим, что человек оправдывается верою, а не делами. Однако говоря «верою», мы имеем в виду то, к чему вера эта прилагается, т. е. правду Христову, посредством веры постигнутую и данную нам во спасение. Мы сознаем, что это в высшей степени справедливо и что при этом не умаляется значение дел. Ибо сама истина учит нас, что не следует пренебрегать делами, что и они служат необходимым средством и свидетельством нашей веры, подтверждением нашего призвания. Однако было бы ошибочно утверждать, как это делается по слабости человеческой, что их самих по себе достаточно для спасения человека, чтобы тот смог предстать перед судом Христовым, с тем чтобы они принесли ему спасение по заслугам его. Напротив, только правда Христова, дарованная раскаивающимся, оправдывает и спасает верующего.
Гал. 2:16; Рим. 3:20[-28]; 4:2[-8,16а,22-25]; 1 Кор. 1:30[б]; 6:11; 2 Кор. 5:21; Ис. 53:4-6[53:5,12в]; 1 Пет. 2:24; Ин. 1:29; Мф. 20:29[20:28]; Ин. 6:11[6:51в]; Евр.9:12[,14,25а,26]; Деян. 4:12; Евр. 23:6[Иер. 23:66]; 1 Ин. 1:7[б]; Еф. 1:7; Рим. 5:9[,10,18,19]; 10:4[,10]; Гал. 3:10; Иак. 2:10; Гал. 3:13,22,24[,26,29б]; Деян. 13:38[,39]; Рим. 9:31[,32а]; 10:3; Тит. 3:5[,7]; Рим. 11:6; Еф. 2:8; Тит. 2:11[,12]; Иак. 2:14,17[,18б],20; Рим. 8:13; 6:1[,2а]; 3:31; 1 Кор. 4:4; Фил. 3:8[,9]; Пс. 129[:3]; 142[:2]; 31:1,2; Притч. 29[20:9]; Ис. 53:6[а]; 64:6[а]; Дан. 9:18[б]; Мф. 8:8; Лк. 15:21; Рим. 8:18; Лк. 17:10; 18:9[-14]; Рим. 5:20[б,21]; 6,23.
Статья 14
Мы верим, что свободная воля мертва у невозрожденных, потому что они ничего благого сотворить не могут, и все, что они творят, есть грех. Что благодатью Святого Духа воля в возрожденных была пробуждена к жизни и что действует она также не без помощи благодати. Таким образом, для того чтобы человек мог творить добро, благодать предшествует воле. Последняя, подобно человеку, шедшему из Иерусалима и израненному разбойниками, при отсутствии благодати оказывается настолько израненной, что сама по себе она ничего творить не в состоянии.
Мф.7:18[б]; Рим. 11:24[а]; Ин. 15:5[б]; Рим. 8:7; 1 Кор. 2:11,14; 12:3[б]; 2 Кор. 3:5; Еф. 2:1[-3,12]; Кол. 1:21; Рим. 3:9[-12]; Мф. 16:17; Ин. 1:5[,10-13]; 6:44[а]; Еф. 5:7[5:8а]; Рим. 6:17; 1 Петр. 2:19[2 Пет. 2:19б]; Рим. 14:23[б]; Еф. 2:8; Ин. 3:3; 1 Петр. 1:3; Ин. 8:34[,36,32б]; Рим. 6:18[,13б]; 8:2; Кол. 1:12[,13]; 2:13; Еф. 2:5; 2 Кор. 3:5; Пс. 99[:3]; Еф. 2:10; 2 Кор. 5:17[а]; Фил. 2:13; 1:29; Втор. 30:6; Иез. 11:19; 36:26[,27]; Иер. 31:33; 32:39; 1 Кор. 12:3[б,4,11]; Иак. 1:17[,18]; 2 Петр. 1:3; 1 Кор. 15:10; Деян. 16:14[б]; 2 Тим. 2:25[,26]; 2 Кор. 4:6; 1 Кор. 1:8; Рим. 7:14,15 и т.д.[=-25]; Гал. 5:17; Mк. 9:24; Пс. 118:34,36,37[,38]; 142:11,12[142:10,11а]; 85:10[85:11]; 102:2,3.
Статья 15
Мы верим, что в Церкви пребывают Евангельские Таинства, установленные Господом в Евангелии, и что их два. Большего числа Таинств мы не имеем, потому что Установивший их не завещал нам больше. Мы не сомневаемся и в том, что они состоят из слова и материи, есть печати обещания Божия и даруют благодать. Для того же, чтобы Таинство обладало всей полнотой своей, земная субстанция и внешние действия должны соответствовать назначению земной субстанции, согласно установлению Господа нашего Иисуса Христа, и соединены с истинной верой. Ибо недостаток веры нарушает полноту Таинства.
Мф. 28:19,20[а]; Лк. 22:19[,20]; 1 Кор. 11:23[б,24а]; 10:23[10:2,3]; 12:3; Гал. 3:15; Еф. 5:25[,26]; Mк. 1:4; 1 Кор. 11:23[б,26]; Рим. 4:11[а]; Исх. 12:11[в,13а]; 13:9; 1 Петр. 3:21; Кол. 2:11[,12]; Рим. 2:28,29[а]; Деян. 8:36[-38]; Ин. 3:5; Mк. 16:16; Евр. 10:22[,23]; 1 Кор. 11:27[-29].
Отсюда ясно, что Кирилл Лукарис принимал только два Таинства, однако известно, что он не запрещал и другие пять Таинств, а это означает, что он считал их священнодействиями. Данный Его взгляд можно рассматривать как теологумен.
Статья 16
Мы верим, что Крещение — это Таинство, установленное Господом, ибо из смерти, погребения и славного воскресения Его проистекает вся сила и все воздействие Крещения. Поэтому мы уверены, что тем, кто крестился способом, предписанным в Евангелии Господом, прощены будут как первородный грех, так и все грехи, которые они совершили. Так что омывшиеся во имя Отца, Сына и Святого Духа уже возрождены, очищены и оправданы. Что же касается повторного крещения, то, поскольку никто не давал нам указания совершать Крещение повторно, следует воздерживаться от совершения сей нелепости.
Mк. 1:4; Ин. 1:6,33[а]; 3:22; Мф. 28:19; Mк. 16:16; Рим. 6:3[-6]; Кол. 2:12[,13]; Гал. 3:26[,27]; Лк. 3:3; Деян. 2:38[,39]; 10:47[,48а]; 22:16[с]; Тит. 3:5; Еф. 4:5; Евр. 6:4[-6].
Статья 17
Мы верим, что второе Таинство, установленное Господом, это то, что мы называем Евхаристией. Ибо в ту ночь, в которую предан был, Он взял хлеб, благословил его и сказал апостолам: «Приимите, ядите: Сие есть Тело Мое». И взяв чашу и благодарив, сказал: «Пейте из нее все. Сие есть Кровь Моя, за многих изливаемая. Сие творите в Мое воспоминание». А Павел прибавляет: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете». Вот простое, истинное и соответствующее закону учение об этом удивительном Таинстве. Участвуя в нем, мы исповедуем и возвещаем истинное и действительное присутствие Господа Иисуса Христа, причем такое присутствие, о котором сообщает нам вера, а не придуманное учение о пресуществлении. Мы действительно верим, что верующие вкушают тело Христово на вечере Господней, не терзая его зубами, но воспринимая его фибрами души своей. Ибо тело Христово есть не то, что предстает во время Таинства очам нашим, а то, что вера воспринимает в духе и ниспосылает нам. Поэтому истинно, что если мы верим, то едим и приобщаемся, а если не верим, то лишаемся всех плодов. Потому, когда во время Таинства пьем из чаши, мы действительно причащаемся от крови Господа нашего Иисуса Христа таким же образом, как это говорилось о теле. Ибо Тот, кто установил это Таинство, распорядился относительно тела Своего так же, как и в отношении крови Своей. И распоряжение это не должно ни нарушаться, ни извращаться по прихоти людской. Напротив, это учение следует сохранить в том виде, как оно было завещано нам. Итак, принимая достодолжное участие в сем Таинстве и полной мерой приобщаясь тела и крови Христа, мы заявляем о том, что, объединившись с Главой нашим и образуя одно тело с Ним, мы уже примирились и твердо надеемся быть сонаследниками в царстве Его.
Мф. 26:26[-29]; Mк. 14:22[-25]; Лк. 22:19[,20]; 1 Кор. 11:23[-26]; 10:16[,17]; Деян. 1:9[-11]; 3:21; Кол. 3:1[,3,4]; Еф. 3:17[а]; Гал. 2:20; 1 Кор. 12:13; 2 Кор. 5:7; Евр. 11:1; Ин. 6:35,53,56-58,60[-63].
Статья 18
Мы верим, что души умерших либо пребывают в блаженстве, либо прокляты, в зависимости от поступков каждого. Ибо, покидая тело, они тотчас же попадают либо ко Христу, либо в ад, потому что каждый судим таким, каким он оказался в свой смертный час. После сей жизни нет никакой возможности для покаяния. Сия жизнь — это время благодати. Поэтому оправданные здесь не будут впоследствии подвергнуты никакому наказанию. Однако тот, кто умер неоправданным, осужден на вечные муки. Из сказанного следует, что мы не должны принимать во внимание выдумки о чистилище, но должны утвердиться в той истине, что каждый, желающий спастись, должен на протяжении сей жизни раскаяться и вымолить отпущение грехов у Господа нашего Иисуса Христа.
И на этом закончим. Думаем, что это наше краткое Исповедание веры станет предметом пререканий для тех, кто испытывает удовольствие от клеветы и несправедливых гонений на нас. Но мы полагаемся на Господа нашего Иисуса Христа и уповаем на то, что Он не бросит в небрежении дела верующих в Него и не оставит жезла недоброжелателей над жребием праведных.
Евр. 9:27; Лк. 16:22[-26]; Еккл. 11:3[б]; Откр. 14:13; Ис. 57:1; 1 Фес. 4:13; Рим. 14:8; 2 Кор. 5:1[-8]; Фил. 1:21,22[,23]; 2 Тим. 4:6[-8]; Лк. 2:25[-30]; 23:42[,43]; Ис. 55:6[,7]; Пс. 31:7[31:6а]; 2 Кор. 6[:1,2]; Ин. 9:4; 11:9,10; 12:35; Мф. 25:1[-13]; Еккл. 9:6[б]; Мф. 25:19[-30]; 24:42[-51а]; Евр. 3:7[-13]; 4:1[-3]; 10:26[-31]; Гал. 6:5[,7-10]; 2 Кор. 5:10[,11а]; Мф. 16:26; Иез. 18:4[-24]; Пс. 48:6[48:7-9а]; 1 Петр. 1:18[,19]; Авв. 2:4; 1 Ин. 1:7; 2:1[,2а]; Евр. 1:3[с]; 7:25; 9:12[-14],22,25[а,26]; 10:10[,12-23]; Тит. 2:13[2:14]; 1 Кор. 6:11; Рим. 3:24; Еф. 5:25[-27]; Откр. 1:5[б,6с (autooi he doxa) — т. е. «слава Ему». — Прим. рус. пер.]; 1 Кор. 1:30; Ин. 15:3; Деян. 15:9[б]; Пс. 31[:1]; 102:12; Ис. 43:25; Иез. 18:21[-23]; 36:25[-27]; Кол. 2:13[-15]; Рим. 5:1[,2,9-11,20б,21]; 8:1,30[-34],38[,39]; Ин. 3:16[-18],36; 5:24.
Так Патриарх Кирилл Лукарис выступает против учения Католической Церкви о чистилище. Однако он не отвергает учение Православной Церкви о «воздушных мытарств», которое отличается от учения о чистилище.
Вышеизложенное Исповедание веры было написано нами сначала по-латински. Теперь же мы буквально перевели его с рукописи латинского оригинала на свой родной язык. Здесь мы лишь слегка затронули данную тему. Хотя обстоятельства, быть может, требовали более подробной разработки ее в особом трактате, мы решили отложить это на будущее. С Божией помощью мы в скором времени позаботимся о том, чтобы все признали, что наша вера есть именно та, которую нам завещал Господь наш Иисус Христос, проповедовали апостолы и которой учит православная церковь. Принимая во внимание, что некоторые верующие хотели бы знать наше мнение по поводу отдельных положений, прося изложить нашу точку зрения на эти вопросы, мы, как видите, прибавляем к вышесказанному следующее:
Вопрос первый:
Следует ли вообще всем христианам читать Священное Писание?
Ответ:
Все верующие христиане должны знать если и не все Священное Писание, то, во всяком случае, наиболее существенное из него. Они должны верить в него, исповедовать и проповедовать его. А этому нельзя научиться ни из какого иного источника, кроме как из самого Священного Писания, если будем читать его или же только слушать толкование его верующими людьми. Никому ведь из христиан не запрещено слушать Священное Писание, а значит, никому нельзя воспрепятствовать в чтении его; ибо близко к ним Слово, в устах их и в сердцах их. Потому явной несправедливостью в отношении верующего христианина, к какому бы сану или сословию он ни принадлежал, было бы лишение его возможности слушать или читать Священное Писание, а также препятствование ему в этом. Ведь это было бы то же самое, как если бы алчущую душу лишили пищи духовной или же воспрепятствовали дотянуться до нее и отведать ее.
Втор. 6:6[-9]; 17:18[,19]; Нав. 1:8; Втор. 31:11[-13]; Неем. 8:31[8:2-5а,6-8 (LXX)]; Ин. 5:39; 10:27[а]; 8:31[,32]; Лк. 16:29; 4:16; Деян. 13:27[б]; 15:21; 8:28; 17:11; 2 Тим. 3:15; Рим. 15:4; Кол. 4:16; 1 Фес. 5:27; 1 Ин. 1:4; 2:12[,13а,14б]; Ис. 5:13[а]; Иер. 8:[8а,]9; Ос. 4:6; Ин. 7:49; Лк. 11:52; Мф. 23:13; 15:14; 1 Ин. 4:1; 1 Фес. 5:19,20[,21]; Ин. 17:3; 21:31[20:31]; Пс. 118:9; 1:12; 118:1[,2а]; Лк. 11:28; Откр. 1:3.
Вопрос второй:
Ясно ли и доступно изложено Священное Писание для понимания его читателями-христианами?
Ответ:
Не подлежит сомнению, что в Священном Писании можно обнаружить много так называемых «темных мест». Это относится как к отдельным словам, так и к оборотам речи. Однако содержащиеся в нем основы вероучения ясны и понятны для возрожденных и просвещенных Святым Духом. Из этого следует, что, хотя читатель нередко может сталкиваться с определенными трудностями, все же, просвещенный Святым Духом, опирающийся на само Писание, он не только придет к верному заключению, но и даст единственно приемлемое толкование, группируя соответственно обороты речи и отдельные слова согласно их внутренней связи и сопоставляя их между собой внутри каждой из групп. Ибо Писание есть светильник и свет, просветляющий мысль верующих и просвещающий тьму.
2 Петр. 3:5[3:15б-18а]; Пс. 18:8[,9]; 118:104[118:105,18,33,34]; 24:[4,]5[,8-10]; Ис. 53:10[54:13]; Иер. 31:33[,34]; Ин. 6:45[а]; Мф. 11:25[,26]; 13:11; 16:17; Лк. 24:45; 1 Ин. 2:27; 1 Кор. 1:18[,19]; 2:7[-16]; 12:3; 2 Кор. 1:13; 3:9,13[-18]; 4:3[,4,6]; Еф. 1:17[,18]; 3:16,19[,4]; 2 Петр. 1:19[-21]; Рим. 12:6.
Вопрос третий:
Какие книги, по вашему мнению, достойны называться Священным Писанием?
Ответ:
Священным Писанием мы называем все канонические книги, полученные и хранимые нами в качестве путеводной нити к нашей вере и к нашему спасению. Это объясняется, главным образом, тем, что они сообщают нам Богодухновенное учение, достаточное как для наставления, так и для просвещения и совершенствования находящихся на пути к вере. Число канонических книг, в которые мы верим, определено Лаодикийским собором и признается до настоящего времени соборной и православной Церковью Христовой, просвещенной Святым Духом. Апокрифическими же мы называем книги, не получившие такого авторитета и одобрения от Святого Духа, как те, которые мы в полном смысле этого слова и без всяких сомнений считаем каноническими. К последним относятся: Пятикнижие, Агиографы и Пророки, предназначенные Лаодикийским собором для чтения. Таким образом, Ветхий Завет состоит из 22 книг [т.е. 39 книг, согласно Септуагинте. — Примеч. ред.]. К сокровищнице Нового Завета мы причисляем четыре Евангелия, Деяния апостолов, Послания святого апостола Павла, а также Соборные Послания, к которым прибавим еще Откровение, принадлежащее любимцу Господню. Эти книги мы называем каноническими и признаем их Священным Писанием.
2 Тим. 15:16[3:15-17]; 1 Петр. 1:21[2 Петр. 1:21]; 1 Тим. 4:10[4:9]; 1 Ин. 5:5[5:6б]; Рим. 3:1,2; Деян. 3:24; 26:22; 1 Кор. 15:3,4; Деян. 17:11; Втор. 4:2[а]; 5:1[,2,32,33а]; 6[:1-4 (LXX)]; Нав. 1:7[б]; 23:6; Мф. 22:29[с]; Mк. 7:27[7:6б,7]; Еф. 2:20; 1 Кор. 3:10-12[3:11-13]; Иер. 23:28[б]; Ин. 3:30[3:31]; 1 Петр. 4:11[аа]; Притч. 30:5; Еккл. 12:10[б,11,12с]; Гал. 1:8; 6:16; 3:15; 1Кор. 4:6[с]; Втор. 12:32; Откр. 22:18,19.
Отсюда видно, что Кирилл Лукарис признавал Священным Писанием 66 книг Библии, однако не отвергал и второканонические (неканонические, апокрифические Писания), ставя их при этом ниже Священного Писания.
Вопрос четвертый:
Что мы должны думать об иконах?
Ответ:
То, чему учит нас Божественное Священное Писание. В нем ведь ясно говорится: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им». Ибо мы должны служить не творению, но одному только Творцу и создателю неба и земли, и только Его одного почитать. Из этого не следует, чтобы мы отвергали такое славное и благородное искусство, как живопись. Более того, мы считаем, что любой желающий вправе иметь изображения как Христа, так и святых. Однако нам ненавистно поклонение им и их почитание как действие, запрещенное Святым Духом в Священном Писании, чтобы мы, незаметно для себя, не стали почитать вместо Творца и Создателя — краски, мастерство художника и его творения. Того, кто думает об этом иначе, мы считаем несчастным, ибо мысль его окутана густейшим мраком, а сердце его окаменело. И, разумеется, лучше повиноваться заповеди Божией, чем внимать суесловию людскому. Мы заявляем об этом в страхе Господнем и по чистой совести, хотя и сознаем, что для того, чтобы выдержать бурю, разразившуюся в связи с данным вопросом, потребовались бы силы, намного превосходящие наши. И этими словами мы заканчиваем отвечать на вопросы. Свои ответы прилагаем к сему Исповеданию веры. Да сподобит нас всех Господь разобраться во всем основательно и с чистой совестью.
Совершено в Константинополе,
месяца января, 1631 года.
Кирилл, патриарх Константинопольский
Исх. 20:4[-6]; Лев. 26:1[,За]; Втор. 4:15[,16]; 5:8[,9]; 27:15; Ис. 40:18[-25]; 44:12|-20]; 46:5[-8]; Деян. 17:29[,30]; Рим. 5:22[1:22-24]; 1 Ин. 5:21; Иер. 10:8[,14,15а]; Авв. 2:18; Пс. 113:12[-16]; Ин. 4:32[4:23,24]; Втор. 6:13; 1 Цар. 7:3; Ис.63:16; 3 Цар. 8:39[в]; Пс. 49:15; 75:11[75:12а]; Мф. 4:10; Рим. 10:13[,14а]; 1:25[,26а]; Гал. 4:8[,9]; 1 Кор. 7:23; Деян. 10:25[,26]; Кол. 2:18[а]; Откр. 19:10; 22:8,9; Мф. 6:9[,10]; Лк. 11:1[,2]; Прем. 14:12.
|