О кончине праведника Разиса
(2Мак.14:37-46) «37 Никанору же указали на некоего Разиса из Иерусалимских старейшин как на друга граждан, имевшего весьма добрую славу и за свое доброжелательство прозванного отцом Иудеев. 38 Он в предшествовавшие смутные времена стоял на стороне Иудейства и со всем усердием отдавал за Иудейство и тело и душу. 39 Никанор, желая показать, какую он имеет ненависть против Иудеев, послал более пятисот воинов, чтобы схватить его, 40 ибо думал, что, взяв его, причинит им несчастье. 41 Когда же толпа хотела овладеть башнею и врывалась в ворота двора и уже приказано было принести огня, чтобы зажечь ворота, тогда он, в неизбежной опасности быть захваченным, пронзил себя мечом, 42 желая лучше доблестно умереть, нежели попасться в руки беззаконников и недостойно обесчестить свое благородство. 43 Но как удар оказался от поспешности неверен, а толпы уже вторгались в двери, то он, отважно вбежав на стену, мужественно бросился с нее на толпу народа. 44 Когда же стоявшие поспешно расступились и осталось пустое пространство, то он упал в средину на чрево. 45 Дыша еще и сгорая негодованием, несмотря на лившуюся ручьем кровь и тяжелые раны, встал и, пробежав сквозь толпу народа, остановился на одной крутой скале. 46 Совершенно уже истекая кровью, он вырвал у себя внутренности и, взяв их обеими руками, бросил в толпу и, моля Господа жизни и духа опять дать ему жизнь и дыхание, кончил таким образом жизнь».
Иерусалимский старейшина Разис имел большое уважение среди Иудеев и настолько любил Господа, что всегда был готов даже умереть за Закон Божий. История смерти Разиса изображает пример великой любви к Богу и преданного служения Божьему народу, а также содержит в себе великие пророчества о Господе Иисусе Христе. Сам Разис своим ревнованием и дерзновением в исполнении символизирует Господа Иисуса Христа. Никанор же, возжелавший погубить Разиса, символизирует сатану, который зная о великом уважении Разиса в среде Иудеев, послал более пятисот воинов, чтобы схватить его. Так яростно он желал победить Разиса! Примечательно, что само имя Никанор в переводе означает: «видящий победу». Посылая воинов, он словно видел свою победу над Разисом, нисколько не сомневаясь в своем успехе. Воины эти символизируют бесов. Число пятьсот символизирует разрушение и уничтожение, так как является гематрией слов תליין – (тальян – палач) и הצתה – (хацата – поджог). Именно так действовали воины, намереваясь поджечь ворота (2Мак.14:41), схватить и убить Разиса. Также число пятьсот символизирует путь славы и полноту славы, в данном случае человеческой Богоотрицающей славы, которая в действительности является не чем иным как бесчестием. Именно такую человеческую славу (бесчестие) намеревался обрести Никанор, схватив Разиса.
То, что воинов было больше пятисот, означает, что ярость Никанора была безудержна и всецело поглощала его.
14:41,42 – «…тогда он, в неизбежной опасности быть захваченным, пронзил себя мечом, 42 желая лучше доблестно умереть, нежели попасться в руки беззаконников и недостойно обесчестить свое благородство.» Что же делает Разис? Дабы не быть схваченным воинами Никанора, он пронзает себя мечом. Безусловно, он поступает опрометчиво, до конца не осознавая на тот момент того, что он делает. В его сердце переплелись любовь к Богу и Его Закону и желание скорейшего разрешения и завершения тех испытаний его веры, в которых он в тот момент оказался. И на тот момент он не справился с посланными ему Богом испытаниями. Ему не хватило веры и терпения, в том, чтобы в тот самый момент, получить поддержку и защиту от Господа. Но хотел сам своими силами, избежать своего пленения воинами Никанора и, как он считал, бесчестия, возжелав умертвить самого себя (2Мак.14:42), ошибочно посчитав сам в себе, что это будет доблестная смерть, угодная Богу. Подобные чувства испытывали Сара и Аврам, когда не смогли дождаться Божьего обещания о рождении Исаака и Аврам согрешил по наущению Сары с Агарью (Быт.16 глава). Подобно и Апостол Петр усомнился, что сможет пройти по воде ко Христу (Лк.14:28-32).
Духовный отец Израиля Авраам, духовный отец Иудеев Разис, символизируют Господа Иисуса Христа, первоапостол Петр, проявлял особое дерзновение и ревность в служении, подражая Христу, но все они были людьми, и посему проявляли порой слабости в вере и терпении. Но Господь всегда вовремя поддерживал их и исправлял их несовершенства и духовные немощи. Господь не допустил Разису в неразумии умертвить себя, и сделал Господь так, что удар мечом от поспешности оказался не точным, повторить же попытку у него не было времени, так как, толпы воинов уже вторгались в двери. И тут Разис понимает, что он должен бороться, а не заканчивать свою жизнь самоубийством. Он отважно вбегает на стену, и мужественно бросается с нее на толпу народа (воинов) (2Мак.14:43), дабы своим падением на кого-либо из воинов погубить его, тем самым показывая великую ненависть к нечестию и беззаконию восставших на Закон Божий. От расступившихся воинов, он падает на чрево, получая тяжелейшие травмы. Однако, Господь наделяет Разиса небывалой силой и выносливостью. Разис не погибает, но исполненный праведного гнева на беззакония, встает и бежит сквозь толпу (2Мак.14:44,45) (что в свою очередь, является пророческим прообразом того, как поступал Господь наш Иисус Христос, проходя через толпы ненавидящих его людей Лк.4:28-30, чем указывал на то, что Господь не доступен ненавидящим и отвергающим Его). Тяжелые травмы и раны Разиса, являются прообразами ран Христа (Ис.53:5; 1Пет.2:24), восхождение на крутую скалу, является прообразом восхождения Христа на Голгофу и распятие на кресте. Разис вырывает у себя внутренности и бросает их в толпу воинов (2Мак.14:46). Поступил он так, поскольку чувствовал, что был уже близок к смерти, однако, сам этот поступок Разиса нельзя расценивать как самоубийство, так как затем он молится Господу, опять дать ему жизнь и дыхание, то есть просит Господа о воскресении в последний день и даровании ему вечной жизни с Господом. Фраза: «…кончил таким образом жизнь», говорит о том, что Господь принял душу Разиса после молитвы о воскресении. Фактически Разис умер не по причине вырванных внутренностей, а по воле Господа, который давал ему силы. Господь не дал Разису обесчестить своё благородство самоубийством, но переменил его действия в пророческие образы.
В духовном смысле вырывание Разисом у самого себя внутренностей является пророческим прообразом смерти Иуды Искариота, предавшим Господа Иисуса Христа. А то, что Разис бросает свои внутренности в толпу воинов, означает, что они виновны в его смерти, и соответственно, являются прообразом тех людей, которые требовали распятия Иисуса Христа, и были в этом виновны. Также этим поступком Разис, сам того на тот момент до конца не понимая, что свойственно для ветхозаветных пророков, указал на Иуду Искариота, предавшего Иисуса Христа, и чрево, которого расселось и выпали внутренности (Деян.1:18). То, есть это означает, что воины, символизировавшие людей требовавших распятия Христа, символизируют и Иуду Искариота.
Так, праведник Разис сделался прообразом Господом Иисуса Христа.
11.01.2015 г. Бинюков О.В.©
|